В московском Домжуре состоялась презентация книги А.Объедкова "Василий Кубанёв"
В московском Домжуре состоялась презентация книги А.Объедкова "Василий Кубанёв"
16 апреля 2015 года в 16 часов в Каминном зале Дома журналистов, расположенного по адресу: Никитский бульвар, д. 8а, в рамках программы "Журналисты навстречу Победе" Московское городское отделение Союза журналистов России провела презентацию книги Андрея Юрьевича Объедкова "Василий Кубанёв", посвященную памяти журналиста и поэта, погибшего во время Великой Отечественной войны.
В книге члена СЖР и члена Союза писателей России Андрея Объедкова, изданной в московском издательстве "Спутник+" тиражом в 100 экземпляров, рассказывается о жизни, творчестве, литературном и журналистском наследии, библиографии Василия Михайловича Кубанева, талантливого, но малоизвестного поэта и журналиста, умершего в 1942 в возрасте 21 год.
Андрей Юрьевич рассказал собравшимся, как увлёкся творчеством В.М.Кубанёва - он учился в той же самой школе № 1 г .Мичуринска Тамбовской области, которую в 1938 году закончил поэт. Его пионерский отряд носил имя Кубанёва, а сам Андрей был звеньевым и переписывался с пионерскими отрядами из других городов, носящими имя поэта. Именно в начале 1980-х годов будущий писатель познакомился с сестрой поэта – Марией Михайловной Калашниковой, преподававшей в Тамбовском государственном педагогическом институте, вскоре побывал у ней в гостях и долгое время общался с матерью – Прасковьей Васильевной. Именно семья Кубанёвых предоставила А.Ю.Объедкову возможность поработать с неопубликованными письмами Кубанёва мичуринского периода.
Интересна судьба этих писем.
Приехав в Мичуринск в июле 1937 года, Василий Кубанёв окунулся в литературную жизнь города, участвует в литературных кружках, где познакомился с юнкором городской газеты Тасей Шатиловой. Прочитав как-то её статью о Некрасове, не согласился с одним высказыванием девушки и решил высказаться. Но так как была ночь, не решился идти к ней домой, а излил свои мысли на бумаге – получилось 10 листов. Он упаковал конверт и отправил письмо. Так за год было написано любимой девушке около 200 писем – своих измышлений о жизни, творчестве, смысле жизни.
В 1938 году, когда Кубанёв уехал в Острогожск, их связь с Тасей Шатиловой прервалась. Лишь в 1960-е годы, когда Николай Сергеевич Гамов –бывший сотрудник газеты «Новая жизнь», работал над новой книгой «Ленин и Воронежский край», приехал в столицу в Исторический музей и поинтересовался у экскурсовода одной телеграммой Ленина, отосланной в Острогожск. Послу ответа женщина поинтересовалась, почему именно мужчину заинтересовал этот город. Гамов ответил, что он родом оттуда. Тогда он услышал новый вопрос:
- А вы случайно Васю Кубанёва не знаете?
- Да это же мой друг…
Экскурсоводом оказалась та самая Тася Шатилова – уже кандидат исторических наук Таисия Васильевна Панченко. Она повела Гамова в кабинет и достала из сейфа письма Кубанёва, адресованные ей, которые
использовались в следующих сборниках Кубанёва «Идут в наступление строки» и «Если за плечами только восемнадцать».
Кстати, практически все книги Кубанёва начинаются со стихотворения, написанного в 1936 году:
Изумруды всех семян и зерен
В души жизнь забрасывает нам.
И, как в самом тучном черноземе,
Прорастают эти семена.
Я следил ревнивым, жадным оком,
Как цвели в душе моей сады,
Наливалися пьянящим соком
Крупные, тяжелые плоды.
От всего берег плоды я эти
И хотел их людям подарить,
Чтоб могли они в других столетьях
Обо мне с любовью говорить.
Но с налету, с громом, с градом, с ветром
Буря ворвалась в мои сады.
И сбывает, бешеная, с веток
Не совсем созревшие плоды...
Именно его и прочитал на вечере Андрей Юрьевич, после чего отметил, что многие его стихи не были похожи на стихотворения того времени с «революционным запалом». В подтверждении этому ещё одно:
Если нету на сердце печали -
Отличишь ли осень от весны?..
Помню, в детстве снились мне ночами
Сказочные, розовые сны.
Я теперь умею слышать жалость
Даже в щебетании лесном,
А тогда мне жизнь еще казалась
Радостным, неповторимым сном.
Отзвенело детство золотое,
Смолк и смех, и песни ранних лет.
И во сне мне видится иное,
Да и в жизни прежнего уж нет.
В жгучей, неосознанной обиде
Об ушедшем с болью я кричу.
Навсегда рассыпалась обитель
Детских снов, мечтаний и причуд.
Из обломков рухнувшего храма
Вынес я к шестнадцати годам
Теплое, большое слово мама
Да под бровью неглубокий шрам...
После окончания школы Василий Кубанев работал корреспондентом в районной газете "Новая жизнь" в городе Острогожске Воронежской области, а потом заведующим сельскохозяйственным отделом редакции. Несмотря на молодость, Василий стал наставником и редактором многих селькоров, среди которых и знакомый многим российским читателям Гавриил Троепольский, тогда сельский агроном, в последствии известный писатель и автор повести "Белый Бим Чёрное ухо". Не все знают, что Троепольский вывел два десятка сортов проса, и свои статьи на агрономические темы носил именно к Кубанёву, хотя был старше его. Именно Кубанёв подтолкнул Гавриила Николаевича к писательству и настаивал, чтобы тот подготовил сборник своих научных трудов.
Когда началась Великая Отечественная война, то Кубанёва в августе 1941 года забрали учиться в военное училище, где он заболел туберкулёзом и его комиссовали. Он напросился в редакции в командировку, где окончательно подорвал здоровье и 6 марта 1942 года умер. Через некоторое время фашистская бомба попала в могилу поэта и образовалась большая воронка. Родственники Василия, чтобы увековечить место захоронения, привезли 20 подвод песка, засыпали, нашли старый купеческий памятник и высекли на нём афоризм «Либо совсем не гореть, либо гореть во всю силу!»
А ещё через некоторое время другая бомба попала в дом Кубанёвых, где погибли, как казалось бы все бумаги Кубанёва.
Но правильно говориться – «рукописи не горят». Уже после войны друг поэта Борис Стукалин, работавший с ним в острогожской газете, а потом возглавлявший многие воронежские районные газеты, областную «Коммуну» и ставший впоследствии председателем Госкомпечати СССР, узнав о смерти друга, стал собирать по строчкам произведения: стихи и статьи, опубликованные в газетах, искал все автографы, которые Кубанёв подписывал товарищам и т.д.
Так в 1955 году вышел в свет первый сборник стихов Кубанева "Перед восходом". В 1968 году поэта посмертно наградили мемориальной медалью имени Николая Островского. О личности и литературном творчестве Василия Кубанева в 1978 году прекрасно отозвался поэт Константин Симонов.
Заместитель председателя Московской городской организации Лариса Шамикова в продолжении рассказа Андрея Объедкова представила слушателям творчество великолепнейшей поэтессы Елены Ширман, почитала произведения поэтессы.
Депутат Мещанского района Алексей Андреевич Бондаренко в своём выступлении рассказал собравшимся, что незадолго до этого Андрей Юрьевич Объедков выступал в библиотеке им. Грибоедова, расположенной в Мещанском районе нафоне выставки книг, изданных в годы Великой Отечественной войны. Всё, о чём рассказал автор книги - очень интересно и познавательно, а сама книги несомненно познавательная.
Многие подходили к Андрею Объедкову и высказывали слова благодарности о проделанном большом краеведческом вкладе и поиске новых фактов из жизни Василия Кубанёва.