• Театральный роман Татьяны Николаевой

    Героиня нашего сегодняшнего повествования в особом представлении не нуждается. Её знает каждый, кто хотя бы поверхностно знаком с театральной жизнью Мичуринска. Заслуженная артистка РФ, лауреат премии И.Н. Марина за достижения в театральном искусстве, актриса, отдавшая мичуринской сцене 36 лет и почти 55 лет – театру... Для тех, кто не догадался, о ком идёт речь, поясним, что сегодня свой юбилей отмечает Татьяна Фёдоровна Николаева.

    Думается, нет смысла перечислять всех персонажей, образы которых Татьяна Фёдоровна являла на сцене, их количество исчисляется десятками. Среди них, и, возможно, в последнее время чаще, чем некогда, встречаются комедийные герои. Юмор, представляемый мичуринским театром на суд зрителей, всегда отличался особой тональностью, далёкой от современных грубоватых, а подчас откровенно вульгарных «приколов», которыми сыплют сатирики и пародисты с экранов телевизоров.
    Быть может, благородную окраску шуткам и диалогам героев придаёт глубокий смысл, завуалированный юмором подтекст, незримо присутствующий в каждой постановке нашего театра. Но какой бы высокоморальной и нравственной ни была главная идея спектакля, чтобы донести её до зрителя, не обеднив и не исказив подлинного звучания, нужен большой талант.
    Умением сочетать комическое и трагическое Татьяна Фёдоровна владеет в совершенстве. Достаточно вспомнить её отчаянную, жаждущую перемен Галину из спектакля «Выходили бабки замуж». Казалось бы, какие чувства, кроме чуть грустной улыбки, может вызвать обитательница дома престарелых, примеряющая сначала во сне, а потом и наяву изящные, словно для Золушки сшитые, туфельки? И тем не менее улыбка, порхающая на губах на протяжении разворачивающегося на малой сцене действа, понемногу сменяется тихой задумчивостью. От одиночества, как от сумы и тюрьмы, не зарекаются…
    Одна из последних ролей Т.Ф. Николаевой - Анхелина из театральной притчи «Дикарь» - сыграна в великолепном дуэте с заслуженной артисткой России Викторией Леонидовной Дзидзан. Младшая сестра в исполнении Татьяны Фёдоровны получилась непосредственной, подчас прямолинейной и совершенно очаровывающей неподдельной искренностью и шармом. Очень разные и потому великолепно дополняющие друг друга на сцене образы двух сестёр, тётушек главного героя, придали спектаклю проникновенную выразительность.
    Такой мы знаем и любим Татьяну Фёдоровну – отдающей весь свой талант создаваемому на сцене персонажу, виртуозно играющей острохарактерные возрастные роли, самозабвенно преданной театру. А какой её видят коллеги и друзья? Этот вопрос мы задали близкому другу Т.Ф. Николаевой и её многолетнему партнёру по театральному цеху В.В. Мысливцу и главному режиссёру театра О.А. Куртанидзе.
    «На сцене Мичуринского драматического театра мы начали работать с Татьяной Фёдоровной почти одновременно, - углубляется в приятные воспоминания Владимир Владимирович. – Она не только необыкновенно талантливая актриса, но и очень отзывчивый душевный человек. Её мастерству подвластны все роли. Истинное наслаждение испытываешь, работая с ней в паре. Татьяна Фёдоровна – чудесный партнёр, внимательный и чуткий. Грациозная пластика, прекрасные вокальные данные, прирождённый талант – все эти качества настоящей артистки присущи ей. Особенно приятно то, что Николаевой чужда так называемая звёздная болезнь, коей нередко страдают артисты. Она никогда не отказывается от второстепенных или эпизодических ролей, напротив, придаёт им подкупающую искренность и шарм. Вспомните Мышь из спектакля «Дюймовочка», насколько интересен и органичен получился этот персонаж в исполнении Татьяны Фёдоровны. А Фея в «Золушке»?! Все самые тёплые, добрые слова хотелось бы адресовать этой Актрисе с большой буквы и пожелать здоровья и множества новых ролей».
    «Татьяна Фёдоровна родилась и училась в Петербурге, городе, пропитанном воздухом свободного творчества. Она яркий представитель питерской интеллигенции, которой свойственно особенно тонкое понимание искусства, - отмечает Олег Амиранович, - Татьяна Фёдоровна никогда не искала лёгких путей, имея возможность остаться в северной столице и выступать на одной сцене с артистами - легендами театрального Петербурга, избрала непростую стезю актрисы драматического театра небольшого города. Татьяна Фёдоровна обладает необыкновенной работоспособностью. Если зритель не видит её на сцене, значит, она репетирует с молодыми актёрами в студенческом театре, от сердца к сердцу, из рук в руки передаёт мастерство, а вместе с ними и любовь к театральному делу. Я знаю Татьяну Фёдоровну не слишком давно, но уверен, труппе, в которой есть такая актриса, можно только позавидовать. Когда мы были на гастролях в Смоленске, нам довелось с ней гулять по весеннему, омытому первыми тёплыми солнечными лучами городу, разговаривая обо всём на свете. Высокий уровень эрудиции, приобретённая с годами мудрость, собственный взгляд на события, происходящие в самых разных сферах жизни, делают её необыкновенно приятным собеседником.
    В молодости творчество зиждется на юношеских амбициях, кураже, стремлении достичь всё и вся, с годами же эти стимулы ослабевают, и начинается никому не зримая проверка подлинности профессионализма. Татьяна Фёдоровна выдержала её на все сто процентов. Она авторитет, своим примером показывает, как надо играть, учить, наставлять. Театр избирателен, в него легко войти, но надолго стать частью его жизни очень сложно. Татьяна Фёдоровна всегда своевременна и современна, потому смело скажу, что она как никто нужна театру».
    В чём же заключена тайна неподвластного времени мастерства Татьяны Фёдоровны, словно магнитом, притягивающего зрителя? Быть может, в том, что она силой своего таланта делает его сопричастным к творящемуся на сцене действу? Вместе с актрисой зритель смеётся и плачет, думает и задаёт себе вопросы, о которых и не подозревал ранее, сопереживает... Замрите, ангелы, смотрите – она играет…

    Ответить Подписаться