• Об актёре Владимире Войцеховском

    «МОИ ГОДА – МОЁ БОГАТСВО»

    /вехи театральной судьбы актёра Владимира Войцеховского/

    В международный День театра - 27 марта отмечает день рождения один из талантливых и замечательных актёров Мичуринского драматического театраВладимир Васильевич Войцеховский.

    Очень мне запомнился он в спектакле «Эффект Редькина», поставленном в 1985 году режиссёром Б.Ивановым, где В.В.Войцеховский играл две роли: редактора и следователя. Там актёр так перевооплащался, что я узнал о том, что эти две роли играет именно он только из программки. Практически то же самое было и с остальными спектаклями, в которых играл Владимир Васильевич. Например, «Корни» по пьесе нашего земляка Виктора Кострикина, поставленный тем же Борисом Ивановым. В «Корнях» Войцеховский играл Слепого. Практически весь спектакль я не мог определить, какой актёр это играет. А о степени такого перевоплощения можно судить об уровне мастерства актёра. Кстати, очень интересной была подготовка к этому спектаклю. Владимир Васильевич очень долго наблюдал за слепыми: чтобы правдиво сыграть роль на сцене и избежать штампа на сцене, и заметил, что слепые постоянно ощупывают свою дорогу. В.В, Войцеховский заметил, что мужчины и женщины – слепые ходят по разному: у мужчин глаза обычно подняты вверх, как бы направлены к свету, а у женщин – вниз…

    А путь к актёрской профессии у Владимира Васильевича был не из простых. В детстве он особо не задумывался об этой стезе, хотя рано научился читать – годика в 3-4. Однажды прочитав «Ваньку Жукова» - непроизвольно запомнил этот рассказ и в гостях постоянно его декламировал. Все присутствующие были тогда удивлены способностями мальчика. Потом в армии он непроизвольно подсказывал самодеятельным режиссёрам в постановке спектаклей, ещё не задумываясь о том. Что сам станет актёром.

    После армии друг соблазнил его поступить в Куйбышевский политехнический институт и они вместе поехали в нынешний город Самару. Что самое интересное – Владимир Васильевич поступил в институт, а его друг – нет.

    И уже во время учёбы в политтехе Войцеховский всерьёз задумывается о своём будущем и после третьего курса поступает в театральное училище. Но тут вмешались родные и с учёбой в театральном пришлось отложить. Да и сам студент решил, что нужно доучиться в институте и получить высшее образование.

    После окончания политехнического В.В.Войцеховский работает инженером- телемеханником в Куйбышеве, переезжает в город Горький /ныне Нижний Новгород/, где работает инженером «Энергосетьпроекта», выступает и как актёр самодеятельного народного театра Горьковского автозавода, которым руководил тогда известный режиссёр Никольский. Кстати, это был один из первых самодеятельных театров в СССР, получивших звание народного.

    После сыгранных ролей Белковского в «Моём друге» Погодина, Доната в «Егоре Булычёва» и Павлика в «Варварах» Горького, его в 1966 году приняли актёром вспомогательного состава в Горьковский Академический театр Драмы. Одновременно он обучался в театральной студии при театре. С особой благодарностью вспоминает теперь своих преподавателей: народного артиста РСФСР Н.А. Левкоева /мастерство актёра/, известного артиста театра и кино В.Я. Дворжецкого /сценическая речь и Гримм/, А.Б. Немеровского /сценическое движение и фехтование/ - кстати, лучшего в то время преподавателя по фехтованию.

    В том же 1966 году, когда Горьковский Академический театр был на гастролях в Минске, нескольких актёров пригласили на киностудию»Беларусьфильм», чтобы озвучить публицистический фильм «Бронзовые солдаты», повествующий о памятниках воинам Великой Отечественной войны. На эпизод, посвящённый Сталинграду, и пробовался В.В, Войцеховский среди четырёх других акт1ров. По результатам проб оставили Владимира Васильевича. Тогда ему заплатили 40 рублей за работу в фильме. На память об этом он сразу же купил себе африканскую статуэтку, которая и сейчас стоит у него в зале на видном месте.

    В 1968 году В.В.Войцеховского приглашают работать в Ленинабадский театр драмы и комедии, и он соглашается, чтобы перейти из вспомогательного состава в основной. Работа в этом театре была специфической. Ленинабад – город приграничный, поэтому месяц готовили новый спектакль и месяца на три уезжали на гастроли по заставам. В связи с гастролями получалась большая переработка.

    Именно здесь он впервые сыграл Борныша в «Омуте» /»Хищница» по Бальзаку, режиссёр Кошевой. Самое интересное, что в Мичуринске режиссёр Авилкин ставил этот же спектакль и Войцеховский вновь сыграл там Борныша. Только в Мичуринском драмтеатре этот спектакль был более костюмным. Да и у актёра было больше опыта. Это был единственный случай, когда актёр играл одну и туже роль дважды. Только в разных городах он сделал её по-разному. А иначе стоило бы работать актёром?

    В 1971 году В.В.Войцеховский переезжает в Актюбинский областной драматический театр в Казахстане. Здесь ему запомнилась роль молодого Гайдара в «Солдатской песне» Рабкина, ею он как бы подвёл итог своим романтическим и юношеским ролям. Значительной была и роль Князя Курбского в «Иване Грозном» по А.толстому.

    Но в Актюбинске Войцеховский проработал недолго: при пожаре полностью сгорел театр. Хотя если не это обстоятельство, то может быть актёр остался бы там и в дальнейшем.

    Потом Владимир Васильевич работает в Дзержинском драматическом театре Горьковской области, а в 1979 году его пригласил в Мичуринский драматический театр известный режиссёр Глеб Константинович Томилин. У него Владимир Васильевич был занят во многих спектаклях, например, в «Белом пожаре» по пьесе Ивана Гладких, за который .Т.Томилину и исполнителю главной роли Мичурина - И.Н. Полянскому вручили Государственную премию им. Станиславского. Мичуринским драмтеатр был первым городским театром, удостоенным такой чести. О спектакле появилось много откликов в центральной прессе. В журнале «Огонёк» № 7 за 1982 года режиссёр Вера Зубкова писала: «Скупо, но поэтично оформил спектакль «Белый пожар» художник И. Сазыкин. на фоне белого яблоневого пожара разыгрываются острые схватки Мичурина с мракобесом-попом Христофором /В.Соколов/, с городским головой /В.Войцеховский/, с заокеанским Стратфордом /Г. Полонский/…»

    Запоминающейся ролью был Сергей Штучкин в «Святом и грешном» по М.Варфоломееву, поставленную Томилиным в 1979 году. Этой ролью Войцеховский основательно разоблачает мещанство.

    Про спектакль «Сын полка», где Владимир Васильевич играет роль сержанта Горбункова, опубликована статья Лидии Лебедевой «Повесть прочитана заново» в № 6 «Театральной жизни» за 1985 года.

    Актёр был задействован и в «Тамбовской казначейше». Хочется отметить, что инсценировку писал сам Глеб Томилин, и наш театр был первым, кто поставил на сцене известное произведение Лермонтова.

    Много шума наделал спектакль «Вожак» по пьесе Станку, где Войцеховский играл Ужвора. Об этом спектакле появились рецензии и за границей.

    Была также у В.В. Войцеховского в Дзержинском драматическом театре роль без слов в сказке «Финист – ясный сокол». После премьеры режиссёр Станиславов написал на программке четверостийше:

    «Без текста роль играть трудней

    И это всем известно.

    Но говорили все о ней,

    Что это интересно».

    А мне запомнилась работа с Владимиром Васильевичем Войцеховским в мичуринском драмтеатре в спектакле «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке», поставленный режиссёром В. Предыбайло. Нас восьмерых школьников, занимающихся в театральном кружке, пригласили поучаствовать в массовке профессионального спектакля, премьера которого была в январе 1987 года. На Зимние каникулы мы показывали по два спектакля в день, а вечером отрывок из сказки «прокручивали» перед дискотекой. Мне запало в душу то, что Владимир Васильевич от поведения публики менял свою игру, добавляя какие-то, на первый взгляд, незначительные фразы, вызывающие одобрение и смех. А зрителем была молодёжь: самая сложная публика.

    Хочется отметить, что в 1986 году Владимир Васильевич закончил Заочный Московский Университет Искусств по двум специальностям: актёрского искусства и режиссуры самодеятельных коллективов.

    На вопрос: «Почему решил заняться режиссурой?» В.Войцеховский ответил, что захотелось раздвинуть рамки несыгранного в театре и передать накопленный опыт другим. Толчок к этому он получил от судьбы знаменитого ленинградского артиста театра и кино А.Ф. Борисова /главные роли в фильмах «Мусоргский», «Верные друзья» и др., который после неожиданного и очень удачного опыта режиссуры с фильмом «Кроткая» сказал примерно так: «Каждому актёру полезно попробывать себя в режиссуре, - хотя бы для того, чтобы узнать, годиться он для этого или нет».

    После этого В.В. Войцеховский ставил спектакли в школах № 18, 21 и в народном театре Сельхозакадемии. Очень плодотворной оказалась его работа во всероссийском обществе слепых, где он с 1994 года ведёт самодеятельность: ставит скетчи, сценки, одноактовые пьесы. Особо удачным оказался спектакль «Душа Элеоноры» по пьесе Луначарского, который был снят на плёнку и занял 2 место на областном конкурсе художественной самодеятельности слепых. Это большой успех, если учесть, что 1 место присудили детскому коллективу, а позади остались все взрослые спектакли.

    В.В.Войцеховский сказал: «Мне очень приятно работать со слепыми, так как они на репетициях выкладываются до отказа, чтобы выйти на сцену и подарить людям радость. Я буду работать с ними и далее с большим желанием и удовольствием».

    Жалко, что с годами театральный кружок прекратил своё существование, так как основные талантливейшие актёры умерли, да и был ещё ряд других причин.

    Но Владимир Васильевич с энтузиазмом откликнулся на просьбу своего коллеги по актёрскому цеху Владимира Новосельцева, помочь с самодеятельностью в Центре реабелитации трудных подростков или оставшихся без попечения родителей, что находится на улице Украинской.

    Совместно они поставили вначале композицию «Победа», где старый военный вспоминает свих близких женщин: мать, жену…

    После этой постановки дети стали проситься участвовать в спектаклях. Уже совместно с ними поставлены «Как крокодил солнце проглотил», «Волшебный цветок». Очень талантливым актёром проявил себя Иван Лукин, но участвовать в последнем спектакле его не взяли, потому что он нарушил дисциплину: самовольно сбежал из Центра в соседний район к отцу- алкоголику.

    На протяжении последних лет Владимиру Васильевичу близка детская тема, да и участвовал на профессиональной сцене в театре он в основном в сказках: это Король и 1-ый разбойник Иоханнес в «Снежной королеве» по Андерсену /1998 г., режиссёр Мысливец В.В./, Лесничий-отец Золушки в «Золушке» Шварца /1999, реж. Мысливец/, Таракан «Мухе-Цокотухе» по К. Чуковскому /2000, реж. Мысливец/, Старый Заяц в «Зайке-Зазнайке» С. Михалкова /2000, режиссёр Солошек/, Султан в «Волшебной лампе Алладина» А. Фишера /2003, реж. Дубровский С./ и других.

    За безупречную долголетнюю службу в театре 27 марта 2006 года Владимиру Васильевичу Войцеховскому Тамбовским областным отделением Союза театральных деятелей по утверждению СТД России присуждена медаль «За беззаветное служение театральному искусству Тамбовщины», которая была вручена ему в торжественной обстановке весной 2007 года.

    Отрадно отметить, что награждён медалью Владимир Васильевич был в свой день рождения, который отмечает в Международный День театра.

    А Виктор Зятчин в своей книге "Последний вернисаж" посвятил Вдадимиру Войцеховскому эпиграмму:

    Конечно он достоин всех "Оскаров"

    На нашей сцене. И, видно, потому,

    Зови к себе хоть Марк захаров,

    Он не сбежит в соавторы ему.

    Хочется пожелать В.В.Войцеховскому долгих лет жизни, творческих успехов, чтобы он ещё долго радовал нас своим искусством!!!

    АНДРЕЙ ОБЪЕДКОВ,

    член Союза журналистов России.

    Ответить Подписаться