• Мое родное село Байловка – возвращение святынь

    В моей работе я хочу рассказать о том, как постепенно шаг за шагом мои односельчане восстанавливают утраченные культурные и духовные ценности села Байловки.

    В свое время на огромных пространствах Советской России оказались тысячи храмов и монастырей, брошенных на произвол судьбы или используемых под насущные хозяйственные нужды. «Глухие в то время эти были места: дремучие леса, пески, простая бесхитростная Русь. Богатая, еще от века, нетронутая дарами Всевышнего богатая зверем, птицей, рыбою и почти библейской простотой сердца, языка и нравов. Лесу было уйма…» Так описал Тамбовскую глубинку Сергей Нилус в работе «На берегу реки Божьей» Первые русские поселения стали складываться на рубеже 17-18 веков. Причем среди поселенцев преобладали помещичьи и монастырские крестьяне. К самым старым населенным пунктам относятся села и деревни: Пичаево, Кутли, Липовка, в том числе Байловка, о чем свидетельствует архивная справка. Областной государственный архив сообщает, что сведения об образовании села Байловка даны в книге краеведа Н.В. Муравьева « Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области .» О селе Байловка Н.В.Муравьев пишет следующее: «В документах записано: «Село Байловка Пичаевского района основано в начале 18 века, о чем впервые указанно в складных книгах духовной епархии. В селе было 16 крестьянских дворов и двор вотчинника помещика.»

    В 1799 году сестрами Варварой и Елизаветой Кайкаровыми были заложены церковь и парк. Строительство располагалось на возвышенности южной части села. Архитектурный проект был заказан в Санкт-Петербурге. Были приглашены специалисты. Строительство растянулось на десять лет. Начатое дело сестрами Кайкаровыми продолжила их сестра помещица, Параскева

    Ланская. Она приходилась племяницей полковника Ланского, известного нам мужа вдовы А.С.Пушкина Гончаровой Н.Н.

    Основные средства на строительство поступали на счет помещицы ,но , как и должно быть , церковь строили на симметрично расположенных относительно главного пожертвования мирных прихожан. В 1809 году была построена церковь трехпристольная Алексея Митрополита Московского и Всея Руси, Николая Чудотворца Миркилийского и Георгия Победоносца. Алексеевская церковь была одной из главных церквей , построенных по типу ротонд: система разновеликих цилиндрических сооружений. Сам храм был двухсветным с люкарными (оконными проемами в чердачной крыше или купольном покрытии) в главном куполе. Церковь духовно обогащала байловских прихожан, где черпал силы каждый христианин. К сожалению, не сохранились фотографии этого архитектурного памятника таким, как он выглядел в 18 веке. В годы революции в России не обошла волна разрушений и село Байловку. Безжалостно была разрушена помещичья усадьба, разорена церковь. Позже ее переоборудовали в тракторную мастерскую. Долго еще видели рабочие фрески на стенах церкви. Время шло, храм разрушался под воздействием дождей, ветров и морозов, теряя последнее свое внутреннее убранство, облетала настенная живопись, осыпалась штукатурка, разрушалась кирпичная кладка.

    В настоящее время мои односельчане восстанавливают церковь. К восстановлению была подключена местная администрация. И так на пожертвования жителей села Байловки, хотя и медленно, но продолжаются восстановительные работы в церкви.

    Фофонов А. предложил воздвигнуть на купол церкви крест. Этот крест он изготовил сам, его установил по благословлению архиерея отца Алексея.

    18 октября 2011 года будет отмечен в летописи села, ведь именно этот день является историческим важным для Байловки. Этот день собрал односельчан вместе, в байловский праздник, в честь Алексея Митрополита Московского. Именно в этот день за долгие годы мои односельчане решили окончательно восстановить утраченный исторический памятник культуры.

    Много в моем селе и других достопримечательностей, влияющих на сердце и душу русского человека.

    В западно-восточной стороне парка с незапамятных времен лежит камень весом в три тонны. В каждом населенном пункте во все времена Господь указывал свое присутствие людям. Вот и в нашем селе есть такой уголок. К камню протекала людская река, прикасаясь и прося помощи и сил, исцеляя свои болезни и недуги.

    В настоящее время молва о камне распространилась очень широко. Это место посещают люди из разных городов и сел. Здесь, из рассказов старожилов, на пне была найдена икона святого Георгия Победоносца.

    Молитвы у камня и прикосновения к нему умиротворяют души и сердца верующих. В 1952 году в период массового атеизма местные органы власти решили перенести всем известный камень Георгия Победоносца из Байловского парка (Барский сад) на территорию Байловского спиртного завода и утопили его. Его место захоронения люди не знали многие годы. Однако старожилы села с трудом отыскали этот камень. Было много предложений, обращений к руководителям района, и наконец, дело сдвинулось с мертвой точки. Камень этот весил около трех тонн. И вот настала торжественная минута. Камень Георгия Победоносца был возвращен на свое место в Байловский парк. В торжественном мероприятии приняли участие протоиерей Троицкой церкви Петр Ермаков, который осветил

    перенос камня на своё место. С тех пор, ежегодно 6 мая , в праздник Георгия Победоносца (Егория ) мои односельчане собираются на молебен.

    Я уверена, что историческую память мы, молодое поколение нашей страны обязательно должны сохранять. Я вижу в этом истинное значение любви к Родине.

    Конкина Екатерина

    Ответить Подписаться