• Сказ о гербе Тамбовском

    В старину большинство поселений нашего края имели смешанный мордово-русский состав. Два народа-брата рука об руку вели совместное хозяйство, плечо в плечо отбивались от врагов своих степняков-кочевников.

    Вместе пахали землю, охотились, ловили рыбу. Занимались бортничеством - сбором мёда диких пчел. Занятие это было прибыльным и необходимым, потому что платили оброк в те времена князьям и в царскую казну не только рублем, но и пушниной, воском, мёдом. Бортные места назывались Ухожья и разбросаны они были по всему краю, иногда за сотню километров от жилья. Сельчане с риском для жизни выезжали в эти места, да не по одному, а группами. Брали с собой оружие, останавливались в укреплённых станах. Но не всегда спасали эти станы от набегов степняков, которые рыскали по нашему краю, как хищные волки: нападали внезапно, старались живыми взять в плен, чтобы продать в рабство на заморских рынках за золото и серебро.

    Собрались однажды мужики из поселения "Тон-бов" навестить Ухожье в устье рек Цны и Студенца. Славились эти места разнотравьем, поэтому мёд здесь был терпким, ароматным.

    Взяли они с собой мальчонку-сироту по имени Ванятка, чтобы отвлекся он от горя своего. Убили в неравном бою отца его ногайцы, а мать и сестру увели в неволю. Остался он один-одинёшенек.

    Приехали бортники на становище и пошли борти проверять. Отстал от взрослых Ванятка... Идёт по лесу и любуется на деревья, цветы и травы. Вышел он на холмистый берег реки Цны. Плавно несёт река свои воды, и отражаются в них облака белые.

    Вдруг они грозно потемнели, раскатисто прогремел гром. Началась гроза, и молния ударила в дерево, стоящее на краю леса. С треском рухнуло и загорелось оно. Заметались над ним дикие пчёлы: жужжат жалобно, как бы просят Ванятку спасти их матку, оставшуюся в дупле. Скинул он кафтан свой и стал сбивать огонь, а тут и дождь проливной помог ему затушить пожар и спасти пчелиное семейство.

    Думалось Ванятке, как похожи пчёлы на людей: трудятся с утра до вечера, строят соты, наполняют их мёдом, следят за порядком и чистотой в дупле, почитают свою матку, как царицу, помогают друг другу в беде.

    Размышления его прервал нежданно-негаданно появившийся старец. Положил он руки на голову Ванятке и почувствовал тот такое доверие, любовь и теплоту, какое шло только от отца и матери. Заплакал Ванятка, вспомнив о них. Успокоил его старец и сказал: "На том месте, где находимся, поставлена будет крепость, которая оборонит, защитит землю нашу. Перестанут злые враги совершать свои набеги, уводить в плен людей, разорять землю, сеять смерть и горе. Назовут крепость ту Тамбовом. Превратится крепость та вскоре в город многоликий".

    Увидел Ванятка эти лики на небе лазоревом, грозою омытом - расчищенном.

    Первый лик - Воин-Богатырь.

    Второй лик его - Монах-Старец-Мудрец.

    Третий лик его - Пахарь-Труженик.

    Четвертый - Купец богатый.

    А пятый лик его - женский лик - красоты неописуемой.

    И сказал старец: "Покажу тебе, Ванятка, где хранится Тайна Земли нашей".

    Явился вдруг золотой улей, и вылетели из улья три пчелы серебряные. Одна села на ладонь правой руки, другая - на ладонь левой руки, а третья - на лоб чудесного старца.

    "Когда соединятся прошлое, настоящее и будущее в едином круге - преобразится земля Тамбовская".

    Вылетели из улья еще три пчелы золотые и таким же образом расселись.

    "Та, что на правой руке, - указал старец, - будет собирать знания, добытые в опыте и трудах праведных. Та, что на левой руке, будет собирать и сохранять красоту неописуемую, а та, что на лбу - будет поддерживать и укреплять веру глубокую. И когда соединятся они в круге вечности, засияет Земля Тамбовская и откроется тайна тайн, сокрытая до времени".

    Так же внезапно, как появился, исчез старец с ульем и пчёлами, только чудесным образом наполнились коробы Ванятки медовыми сотами. А тут и односельчане подошли, подивились рассказу его. Но поверили только тогда, когда пришлось столкнуться с крымцами. И не сдобровать бы им, если бы не налетели неожиданно пчёлы дикие, да как стали они жужжать, да кусать их. Пока те отбивались и приговаривали: "Ох и злые пчёлы!", Ванятка с односельчанами далеко уже были.

    После того случая люди примечать стали, что открылся у Ванятки дар необыкновенный - лики писать на досках.

    Поговаривали, что сам воевода - Роман Федорович Бобарыкин пригласил его украсить иконами Преображенскую церковь. С нее начиналось строительство крепости по царскому указу в 1636 году 17 апреля, в день святого Зосимы Пчельника, когда люди добрые ульи расставляют, а завершилось 27-28 сентября - когда их убирают. Совпали ли сроки строительства крепости с "рабочим" лётным сезоном пчёл или нет, был ли встреченный Ваняткой старец самим Зосимой Пчельником, никто не знает и тайна эта сокрыта до времени.

    Только вот крепость действительно превратилась в город и на гербе его изображены улей и пчёлы.




    Ответить Подписаться