• Космодемьянский Петр Иванович, священник, мученик за веру

    Могила о. Петра

    Петр Иванович Космодемьянский родился 22 августа 1872 г. в Тамбовской губернии в семье священника. Русский.

    Отец -священник.Иоанн Косьмодемьянский.

    • 1894 г. - окончил Тамбовскую Духовную семинарию.
    • 1894-1900 гг. - псаломщик, учитель церковно-приходской школы с.Б.Липовка Моршанского уезда Тамбовской губернии
    • Женился на Лидии Федоровне Чуриковой
    • 6 февраля 1900 г. - рукоположен в сан священника епископом Тамбовским и Шацким Георгием (Орловым)
    • 1900-1906 гг.- священник Казанская церкви села Крутец Моршанского уезда Тамбовскойй губернии, заведующий и законоучитель церковно-приходской школы, представитель церковно-приходского попечительства
    • С 1906 г. - священник церкви Знаменской иконы Божией Матери села Осино-Гай Кирсановского уезда Тамбовской губернии.
    • В конце лета 1918 г. советская власть в Тамбовской губернии развернула террор против населения: полностью отбирали хлеб нового урожая, бесплатно забирали лошадей для Красной Армии, просто грабили крестьян. Это вызвало резкое недовольство населения. Кирсановский уезд превратился в эпицентр крупномасштабной крестьянской войны. Началась и новая кампания по изъятию церковных метрических книг из церквей. Метрические книги содержали основные сведения (даты рождения, крещения, венчания и смерти) о людях, относящихся к данному приходу.
      • Из отчета Кирсановской уездной ЧК: "Первый мятеж в Рудовской волости вспыхнул отчасти из-за неудовольствия некоторыми советскими работниками и на почве мобилизации скота. Второй — в Чернавской вол. — на почве не понятия предписания священникам о сдаче церковных метрических книг Совету".
    • Это Рудовское восстание, о котором говорится в документе, охватывало и село Осино-Гай.
    • 1 сентября 1918 г. вышло постановление Кирсановского уездного Военного комиссариата о мобилизации лошадей для Красной Армии (то есть лошадей у крестьян отбирали бесплатно).
    • Крестьяне, возмущенные беспределом советской власти, собрались в селе Осино-Гай на коллективный сход и выразили общее недовольство по поводу конфискации лошадей, тем более в уборочную страду.
    • Как один из самых уважаемых и авторитетных людей в селе, о.Петр выступил на коллективном сельском сходе. Он говорил о бесчинствах советских властей, в том числе по отношению к Церкви, выступил против распоясавшихся богохульников.
    • Собрание было разогнано с помощью оружия коммунистами и сельскими активистами.
    • Началось следствие, стали искать зачинщиков. Одним из главных посчитали о.Петра, который и не прятался.
    • В конце августа (начале сентября) 1918 г (нового стиля) сельские активисты "коммунисты-комсомольцы" пришли в дом к о.Петру и забрали его. По воспоминаниям односельчан, он был схвачен на чердаке собственного дома. По рассказам старейших жителей села, при аресте "речь шла о лошадях, за которыми пришли к о.Петру и о церковных метрических книгах, хранившихся у него на чердаке".
    • Опьяневшие от безнаказанности новые хозяева села - красные активисты - жестоко избили о.Петра, был брошен на подводу и вывезен за пределы села.
    • Всю ночь подвода с умирающим священником колесила сельскими дорогами.
    • В течение всего своего крестного пути священник в полузабытьи читал молитвы, а его мучителей терзали страхи и видения. На рассвете следующего дня еще живой о.Петр был сброшен в Сосулинский пруд.
    • Тело о.Петра было обнаружено лишь поздней весной 1919г., когда полая вода выбросила его на берег. Незадолго до праздника Троицы кто-то из пастухов заметил что-то вроде света и пения на воде (в нескольких километрах от села). При проверке нашли тело о.Петра. По свидетельству очевидцев, оно было нетленно: без всяких признаков разложения и имело восковой цвет. Матушка Лидия побоялась забрать без разрешения советских властей тело мужа. Только по получении разрешения сельского совета она со старшим сыном Анатолием похоронила о.Петра у алтаря Знаменской церкви 31 мая 1919 г., в Духов день.
    • В селе Осино-Гай о.Петр почитается святым. Ставится вопрос об прославлении о. Петра в лике святых Русской Православной Церкви.

    Жена: Лидия Федоровна Космодемьянская

    Дети:

    • Анатолий, 1900 г.р., учился в Тамбовской Духовной Семинарии, умер в 1933 году после операции на кишечнике, его дети - внуки о. Петра (Зоя и Александр) остались на воспитании матери оба стали Героями Советского Союза (см. Космодемьянская Зоя Анатольевна и Космодемьянский Адександр Анатольевич)
    • Алексей, 1903 г.р., учился в Тамбовской Духовной Семинарии,
    • Александр, 1905 г.р., учился в духовном училище.
    • Федор, 1907 г.р.
    Follow