• Дорохов Михаил Моисеевич, инженер-механик в области строительной механики и сварки

    Михаил Моисеевич Дорохов - инженер-механик, работавший в области сварки, строительной механики. Являлся одним из пионеров индустриализации страны в сферах электрификации железных дорог (начало 1924 г), электросварки и нефтехимии. Следовательно, является одним из инноваторов внедрения автоматизации производственного процесса с помощью новшеств тех лет – электросварка (начало 1929 г.) и электрика - при ремонте паровозов, при монтаже установок нефтехимических и железнодорожных. В 1942-1946 годы техник-лейтенант служил артиллеристом в минометном полку, производил ремонт БМ-13 – миномет «катюша» (использовались с июня 1941 г.).

    В 1938-1973 гг. Дорохов в качестве руководителя всех сварочных работ возводил флагман индустрии СССР – Уфимский нефтеперерабатывающий комплекс (три НПЗ, Химпром, УЗСС).

    Архивы недавно частично сняли гриф секретности, поэтому только в 2010-е гг. раскрыты сведения о нелегком трудовом пути одного из пионеров электросварки Дорохова. Возможно, поэтому при жизни неутомимый труженик так и не удостоился высоких правительственных наград и званий за профессиональную и исследовательскую деятельность. До сих в его биографии много «белых» пятен, так как не открыты все архивы деятельности Школы «отца русской сварки» Евгения Оскаровича Патона.

    Михаил Моисеевич Дорохов родился 26 февраля 1903 г. в Инвалидной слободе города Козлова Тамбовской губернии в семье крестьянина, бывшего солдата и кочегара. Русский.

    Отец, Моисей Артемьевич, родом из безземельных крестьян, после армии трудился кочегаром, в более пожилом возрасте сапожником-заплаточником.

    Мать Александра Афиногеновна Еремеева, из мещан, до замужества была рабочей железной дороги.

    • Учился в церковно-приходской школе, учителя заметили математические способности, поэтому за счёт казны ученика направили в местное четырехгодичное Пушкинское Высшее начальное училище.
    • В 1918 г. учёба прервалась, так как его ликвидировали.
    • Летом 1919 г. Белая Армия подступала к Козлову. Юноша записался добровольцем в Красную Армию, но не успел сделать ни одного выстрела, так как красные город сдали без боя, и также мирно белые покинули город через 10 дней.
    • В 1920-1922 гг. Михаил работал рассыльным и делопроизводителем при исполкоме.
    • В 1925 г. закончив трехгодичный Саратовский политехникум, затем семь лет, до 1932 г., электрифицировал Рязано-Уральскую железную дорогу на 2-м участке связи и электрики на станции Мичуринск.
    • Образование
    • Учился в Пушкинском Высшем начальном училище (г. Козлов). В 1925 году окончил техникум железнодорожного транспорта (Саратов), а в 1935 году. Электромеханический Институт Инженеров железнодорожного транспорта им. Дзержинского (Москва) факультет «электрификация и сварка».
    • Профессиональная деятельность
    • 1925-1932 - электромеханик на Московско-Казанской железной дороге (направление Рязано-Уральское) на 22-м участке селекторной связи и электрики станции «Мичуринск».
    • 1932-1935 – учеба на новой кафедре «Сварка» Электромеханического Института Инженеров железнодорожного транспорта им. Дзержинского (Москва) факультет «электрификация и сварка».
    • 1935-1938 – главный инженер, начальник сварочного цеха ПРЗ - Паровозо-ремонтного завода (Уфа).
    • декабрь 1937-август 1938 – находился под арестом, обвинялся по ст 58, освобожден и в апреле 1939 г. вновь арестован и освобожден, трудовой стаж восстановлен.
    • 1938-1941 – служба в Главнефтезаводстрое Министерства строительства производственного предприятия нефтяной промышленности (Уфа).
    • 1942-1946 – служба в РККА- Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
    • 1946-1958 – МСУ-1 – монтажно-строительное управление - треста Башнефтезаводстрой (Уфа).
    • 1958-1963 – СУ-2 – строительное управление - треста №21 (Уфа).
    • 1963-1972 – пенсионер по срочным договорам курировал промышленные стройки Уфы.
    • 1965 - начальник строительства комплекса полиэтилена УЗСС – Уфимского Завода Синтезспирта
    • Известно, в 1929 г. электросварка делала первые шаги, и правительство помогало в данном процессе, издав специальное постановление о развитии сварочного дела; во-вторых, для «отца русской сварки» Е.О. Патона создало в Киеве лабораторию и в 1934 году Институт АН УССР. В январе 1932 г. организованы Высшие курсы по подготовке инженеров сварочного производства на факультете «электрификация и сварка» в Московском Электромеханическом Институте Инженеров железнодорожного транспорта им. Дзержинского. Одним из первых курсистов стал Михаил Дорохов. К тому времени молодой человек уже был опытным электромехаником.
    • В 1934 г. вышло второе правительственное постановление о развитии сварочного дела. В апреле 1935 г. дипломника Дорохова направили внедрять новшество - электросварку - для повышения качества ремонта локомотивов на Уфимском Паровозовагоноремонтном Заводе. Там по заданию правительства через три года должна была завершиться коренная реконструкция (начало 1930 г.).
    • В конце 1938 г. перебросили Дорохова на строительство Уфимского нефтеперерабатывающего завода или крекинг-завод, создавался с 1935 г. в Сталинском районе г. Уфы. Словом, на «крекинге-строе» пионер электросварки превратился в пионера уфимской нефтехимии (начало 1935 г.), а, следовательно, являлся инноватором на сварочно-монтажных работах нефтехимических установок. Дорохов заведовал сварочной лабораторией на «Уфимнефтезаводстрое» (номенклатура Главнефтезаводстроя Министерства строительства производственного предприятия нефтяной промышленности).
    • 20 декабря 1940 года было принято правительственное постановление о внедрении новой технологии высокопроизводительной дуговой автоматической сварки под флюсом на 20 заводах (в производстве вагонов, котлов, балок для мостов и других ответственных конструкций).
    • 27 июня 1941 г. главный сварочник «крекинг-строя» назначен директором школы ФЗО №4 при тресте, чтобы подготовить дополнительные кадры сварщиков.
    • В январе 1942. Е.О. Патон с научной группой первый в мире решил сложную проблему использования автоматической сварки под флюсом.
    • 21 марта 1942 г. Дорохова вернули из ФЗО №4 на работу в сварочную лабораторию в должности инженера. В документах треста упоминается «сварочный агрегат САК-2». 21 июля 1942 г. инженер переведен в контору №7 треста для организации сварочных работ и контроля сварки.
    • Летом 1942 г. крекинг сдан в эксплуатацию, и по просьбе Дорохова «бронь» сняли, надел погоны техника-лейтенанта.
    • По его военному билету, 10 августа 1942 г. тыловик по брони приступил к военной службе в качестве электротехника дивизиона 99 Гвардейского Минометного («катюши») Полка 396 отдельного дивизиона Московского военного округа – род войск ВУС №135.
    • По справкам, с 1 ноября 1942 года в действующей армии, полевая почта 2030.
    • В апреле 1943 года арттехник дивизиона там же 6-й Армии;
    • с августа 1944 года старший техник артиллерист - 99-й минометный полк 3-й дивизион 15-й Армии, часть 131, 19 апреля 1946 года полевая почта 62862 (войсковая часть майор Марков). Дорохов имел медаль за победу над Японией (Указ ПВС СССР от 1945 года).
    • Демрбилизован 20 августа 1946 года, отплывал от пристани Отамара (сегодня порт Корсаков на Сахалине) до Владивостока.
    • Строительством нефтехимии занимались крупнейшие тресты №21 (организован в 1947 г.) и БНЗС. В 1958 г. их функции разделили: трест №21 стал заниматься только строительством промышленным, а БНЗС только гражданским. Чтобы руководимое с 1952 по 1958 гг. Дороховым МСУ-1 продолжало начатое строительство Объединения «Химпром», перевели в трест №21. Вдобавок, МСУ-1 переименовали в СУ-2, так как теперь монтажные работы стали неосновными, но положение ведущего управления треста оставалось. До 1957 года в БНЗС числилось 16 инженеров, среди которых только один специалист по сварке – это Дорохов.
    • В 1963 году вышел на пенсию, но продолжал трудиться, например, в 1965 году по комплексу полиэтилена УЗСС, выполняя работу начальника комплекса
    • Умер 2 февраля 1976 г., Уфа

    Жена - дочь козловского купца Попова Лидия Гавриловна (Козлов,1906-1940,Уфа). Имел сына и дочь: Лев (1925-1938) и Ираида (Козлов,1927-2011, Уфа) – учитель биологии, организатор первого в Республике Башкортостан городского слета школьников «День птиц» (1970), активист Школьного лесничества, в 1984 г. была организатором Первого слета школьных лесничеств и юных друзей природы, награждена в 1981 г. бронзовой медалью за успехи в развитии народного хозяйства СССР от главного комитета ВДНХ .
    Вторая Жена - дочь плотника Кулигина (девичья Тарасова) Евгения Фадеевна (Уфа,1911-2002, Уфа). Имел пасынка Павла Александровича Кулигина (инженер-нефтяник), два сына и две дочери: Вячеслав (нефтехимик), Геннадий (строитель), Татьяна (экономист), Валентина (инженер-нефтяник).

    Научно-исследовательская деятельность

    По архивным сведениям, задачей сварочной лабораторией на «Уфимнефтезаводстрое» (номенклатура Главнефтезаводстроя Министерства строительства производственного предприятия нефтяной промышленности), которую возглавлял Дорохов с декабря 1938 по июнь 1941 гг., было осуществить всю сварку на начавшемся еще в 1935 г. монтаже установки «Луммус» американской фирмы. На 1939-1940 гг. выпало проведение основных работ. Архивы свидетельствуют, что 11 января 1940 г. партком возложил обязанности «на парторга Дорохова и начальника механического блока конторы №1 (фамилия не указана)» по завершению строительно-монтажных работ для пуска установки цикла «Луммус".

    Во-вторых, в 1939-1940 годах в НИИ Е. Патона велись активные работы по созданию скоростной автоматической сварки под флюсом. Одновременно научно-технические исследования шли на уфимском крекинге, руководил ими Дорохов в 1939-1941 гг. Он своей рукой написал в личном листке по учету кадров для руководства ВКП б, что удалось сделать рационализаторские предложения.

    Память

    • В Уфе инициативная группа просит мэрию одну из улиц назвать в честь Дорохова и установить мемориальную доску.

    Адреса

    • Мичуринск, Инвалидная слобода (1903-1924)
    • Мичуринск, Гоголевская, 53 (1924-1925)
    • Мичуринск, Советская, 268 (1925-1935)

    Звания и должности

    • электромеханик (1925-1932)
    • инженер сварочного производства (1935)
    • начальник сварочного цеха (1936-1938)
    • начальник сварочной лаборатории (1938-1941)
    • директор школы ФЗО №4 (Уфа) (1941—1942),
    • главный инженер строительного управления (1946—1952)
    • начальник строительного управления (1952-1962)
    • техник-лейтенант (1942-1946)
    • электротехник дивизиона (1942-1943)
    • арттехник дивизиона (1943-1944)
    • старший техник артиллерист (1944-1946)

    Государственные награды:

    • орден Красной Звезды (1944)
    • медаль "За победу над Германией (1945)
    • медаль "За победу над Японией" (1945)
    • медаль "За трудовое отличие" (1956)
    • медаль "За доблестный труд" (1967)
    • медаль "За доблестный труд" (1970)

    Адреса проживания

    • Мичуринск, Инвалидная слобода (1903-1925)
    • Мичуринск, ул. Советская, 268 (1925-1935)

    Библиография:

    • Семенова С. Воин и созидатель Дорохов// Мичуринская правда, № 539. 29.09.12.
    • Дорохов, Михаил Моисеевич. Копия наградного листа с характеристикой, учетная карточка. Сайт «Подвиг народа»: орден Красная Звезда ЦАМО ф. 33 о. 690155 д. 6933
    • Учетная карточка. Там же.
    • Семенова С. Он был скромным и ответственным товарищем//Вестник Треста №21. №4.13. С.2
    • Ишмитов Х. Они были первыми// 70 лет по пути созидания. О становлении и развитии ОАО «Строительная компания Трест №21». Сб. очерков. Сост. Хазипова Ф.Н., под ред. Саубанова Р.Н. Уфа.2012. Изд. «Скиф». С.103
    • Семенова С. Три адреса инженера Дорохова// Бельские просторы. №7.13. С.118-123
    • Семенова С. Пионер уфимской сварки//Вечерняя Уфа. №153, 10 августа 2013. С.2
    • Семенова С. «Подушечки» из прошлого// Уфимские ведомости. №62,63, 13 августа 2013. С.7
    Reply Follow