Михаил Моисеевич Дорохов - инженер-механик, работавший в области сварки, строительной механики. Являлся одним из пионеров индустриализации страны в сферах электрификации железных дорог (начало 1924 г), электросварки и нефтехимии. Следовательно, является одним из инноваторов внедрения автоматизации производственного процесса с помощью новшеств тех лет – электросварка (начало 1929 г.) и электрика - при ремонте паровозов, при монтаже установок нефтехимических и железнодорожных. В 1942-1946 годы техник-лейтенант служил артиллеристом в минометном полку, производил ремонт БМ-13 – миномет "катюша" (использовались с июня 1941 г.).
В 1938-1973 гг. Дорохов в качестве руководителя всех сварочных работ возводил флагман индустрии СССР – Уфимский нефтеперерабатывающий комплекс (три НПЗ, Химпром, УЗСС).
Архивы недавно частично сняли гриф секретности, поэтому только в 2010-е гг. раскрыты сведения о нелегком трудовом пути одного из пионеров электросварки Дорохова. Возможно, поэтому при жизни неутомимый труженик так и не удостоился высоких правительственных наград и званий за профессиональную и исследовательскую деятельность. До сих в его биографии много "белых" пятен, так как не открыты все архивы деятельности Школы "отца русской сварки" Евгения Оскаровича Патона.
Михаил Моисеевич Дорохов родился 26 февраля 1903 г. в Инвалидной слободе города Козлова Тамбовской губернии в семье крестьянина, бывшего солдата и кочегара. Русский.
Отец, Моисей Артемьевич, родом из безземельных крестьян, после армии трудился кочегаром, в более пожилом возрасте сапожником-заплаточником.
Мать Александра Афиногеновна Еремеева, из мещан, до замужества была рабочей железной дороги.
Учился в церковно-приходской школе, учителя заметили математические способности, поэтому за счёт казны ученика направили в местное четырехгодичное Пушкинское Высшее начальное училище.
В 1918 г. учёба прервалась, так как его ликвидировали.
Летом 1919 г. Белая Армия подступала к Козлову. Юноша записался добровольцем в Красную Армию, но не успел сделать ни одного выстрела, так как красные город сдали без боя, и также мирно белые покинули город через 10 дней.
В 1920-1922 гг. Михаил работал рассыльным и делопроизводителем при исполкоме.
В 1925 г. закончив трехгодичный Саратовский политехникум, затем семь лет, до 1932 г., электрифицировал Рязано-Уральскую железную дорогу на 2-м участке связи и электрики на станции Мичуринск.
Образование
Учился в Пушкинском Высшем начальном училище (г. Козлов). В 1925 году окончил техникум железнодорожного транспорта (Саратов), а в 1935 году. Электромеханический Институт Инженеров железнодорожного транспорта им. Дзержинского (Москва) факультет "электрификация и сварка".
Профессиональная деятельность
1925-1932 - электромеханик на Московско-Казанской железной дороге (направление Рязано-Уральское) на 22-м участке селекторной связи и электрики станции "Мичуринск".
1932-1935 – учеба на новой кафедре "Сварка" Электромеханического Института Инженеров железнодорожного транспорта им. Дзержинского (Москва) факультет "электрификация и сварка".
1935-1938 – главный инженер, начальник сварочного цеха ПРЗ - Паровозо-ремонтного завода (Уфа).
декабрь 1937-август 1938 – находился под арестом, обвинялся по ст 58, освобожден и в апреле 1939 г. вновь арестован и освобожден, трудовой стаж восстановлен.
1938-1941 – служба в Главнефтезаводстрое Министерства строительства производственного предприятия нефтяной промышленности (Уфа).
1942-1946 – служба в РККА- Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
1946-1958 – МСУ-1 – монтажно-строительное управление - треста Башнефтезаводстрой (Уфа).
1958-1963 – СУ-2 – строительное управление - треста №21 (Уфа).
1963-1972 – пенсионер по срочным договорам курировал промышленные стройки Уфы.
1965 - начальник строительства комплекса полиэтилена УЗСС – Уфимского Завода Синтезспирта
Известно, в 1929 г. электросварка делала первые шаги, и правительство помогало в данном процессе, издав специальное постановление о развитии сварочного дела; во-вторых, для "отца русской сварки" Е.О. Патона создало в Киеве лабораторию и в 1934 году Институт АН УССР. В январе 1932 г. организованы Высшие курсы по подготовке инженеров сварочного производства на факультете "электрификация и сварка" в Московском Электромеханическом Институте Инженеров железнодорожного транспорта им. Дзержинского. Одним из первых курсистов стал Михаил Дорохов. К тому времени молодой человек уже был опытным электромехаником.
В 1934 г. вышло второе правительственное постановление о развитии сварочного дела. В апреле 1935 г. дипломника Дорохова направили внедрять новшество - электросварку - для повышения качества ремонта локомотивов на Уфимском Паровозовагоноремонтном Заводе. Там по заданию правительства через три года должна была завершиться коренная реконструкция (начало 1930 г.).
В конце 1938 г. перебросили Дорохова на строительство Уфимского нефтеперерабатывающего завода или крекинг-завод, создавался с 1935 г. в Сталинском районе г. Уфы. Словом, на "крекинге-строе" пионер электросварки превратился в пионера уфимской нефтехимии (начало 1935 г.), а, следовательно, являлся инноватором на сварочно-монтажных работах нефтехимических установок. Дорохов заведовал сварочной лабораторией на "Уфимнефтезаводстрое" (номенклатура Главнефтезаводстроя Министерства строительства производственного предприятия нефтяной промышленности).
20 декабря 1940 года было принято правительственное постановление о внедрении новой технологии высокопроизводительной дуговой автоматической сварки под флюсом на 20 заводах (в производстве вагонов, котлов, балок для мостов и других ответственных конструкций).
27 июня 1941 г. главный сварочник "крекинг-строя" назначен директором школы ФЗО №4 при тресте, чтобы подготовить дополнительные кадры сварщиков.
В январе 1942. Е.О. Патон с научной группой первый в мире решил сложную проблему использования автоматической сварки под флюсом.
21 марта 1942 г. Дорохова вернули из ФЗО №4 на работу в сварочную лабораторию в должности инженера. В документах треста упоминается "сварочный агрегат САК-2". 21 июля 1942 г. инженер переведен в контору №7 треста для организации сварочных работ и контроля сварки.
Летом 1942 г. крекинг сдан в эксплуатацию, и по просьбе Дорохова "бронь" сняли, надел погоны техника-лейтенанта.
По его военному билету, 10 августа 1942 г. тыловик по брони приступил к военной службе в качестве электротехника дивизиона 99 Гвардейского Минометного ("катюши") Полка 396 отдельного дивизиона Московского военного округа – род войск ВУС №135.
По справкам, с 1 ноября 1942 года в действующей армии, полевая почта 2030.
В апреле 1943 года арттехник дивизиона там же 6-й Армии;
с августа 1944 года старший техник артиллерист - 99-й минометный полк 3-й дивизион 15-й Армии, часть 131, 19 апреля 1946 года полевая почта 62862 (войсковая часть майор Марков). Дорохов имел медаль за победу над Японией (Указ ПВС СССР от 1945 года).
Демрбилизован 20 августа 1946 года, отплывал от пристани Отамара (сегодня порт Корсаков на Сахалине) до Владивостока.
Строительством нефтехимии занимались крупнейшие тресты №21 (организован в 1947 г.) и БНЗС. В 1958 г. их функции разделили: трест №21 стал заниматься только строительством промышленным, а БНЗС только гражданским. Чтобы руководимое с 1952 по 1958 гг. Дороховым МСУ-1 продолжало начатое строительство Объединения "Химпром", перевели в трест №21. Вдобавок, МСУ-1 переименовали в СУ-2, так как теперь монтажные работы стали неосновными, но положение ведущего управления треста оставалось. До 1957 года в БНЗС числилось 16 инженеров, среди которых только один специалист по сварке – это Дорохов.
В 1963 году вышел на пенсию, но продолжал трудиться, например, в 1965 году по комплексу полиэтилена УЗСС, выполняя работу начальника комплекса
Умер 2 февраля 1976 г., Уфа
Жена - дочь козловского купца Попова Лидия Гавриловна (Козлов,1906-1940,Уфа). Имел сына и дочь: Лев (1925-1938) и Ираида (Козлов,1927-2011, Уфа) – учитель биологии, организатор первого в Республике Башкортостан городского слета школьников "День птиц" (1970), активист Школьного лесничества, в 1984 г. была организатором Первого слета школьных лесничеств и юных друзей природы, награждена в 1981 г. бронзовой медалью за успехи в развитии народного хозяйства СССР от главного комитета ВДНХ . Вторая Жена - дочь плотника Кулигина (девичья Тарасова) Евгения Фадеевна (Уфа,1911-2002, Уфа). Имел пасынка Павла Александровича Кулигина (инженер-нефтяник), два сына и две дочери: Вячеслав (нефтехимик), Геннадий (строитель), Татьяна (экономист), Валентина (инженер-нефтяник).
Научно-исследовательская деятельность
По архивным сведениям, задачей сварочной лабораторией на "Уфимнефтезаводстрое" (номенклатура Главнефтезаводстроя Министерства строительства производственного предприятия нефтяной промышленности), которую возглавлял Дорохов с декабря 1938 по июнь 1941 гг., было осуществить всю сварку на начавшемся еще в 1935 г. монтаже установки "Луммус" американской фирмы. На 1939-1940 гг. выпало проведение основных работ. Архивы свидетельствуют, что 11 января 1940 г. партком возложил обязанности "на парторга Дорохова и начальника механического блока конторы №1 (фамилия не указана)" по завершению строительно-монтажных работ для пуска установки цикла "Луммус".
Во-вторых, в 1939-1940 годах в НИИ Е. Патона велись активные работы по созданию скоростной автоматической сварки под флюсом. Одновременно научно-технические исследования шли на уфимском крекинге, руководил ими Дорохов в 1939-1941 гг. Он своей рукой написал в личном листке по учету кадров для руководства ВКП б, что удалось сделать рационализаторские предложения.
Память
В Уфе инициативная группа просит мэрию одну из улиц назвать в честь Дорохова и установить мемориальную доску.
Адреса
Мичуринск, Инвалидная слобода (1903-1924)
Мичуринск, Гоголевская, 53 (1924-1925)
Мичуринск, Советская, 268 (1925-1935)
Звания и должности
электромеханик (1925-1932)
инженер сварочного производства (1935)
начальник сварочного цеха (1936-1938)
начальник сварочной лаборатории (1938-1941)
директор школы ФЗО №4 (Уфа) (1941—1942),
главный инженер строительного управления (1946—1952)
начальник строительного управления (1952-1962)
техник-лейтенант (1942-1946)
электротехник дивизиона (1942-1943)
арттехник дивизиона (1943-1944)
старший техник артиллерист (1944-1946)
Государственные награды:
орден Красной Звезды (1944)
медаль "За победу над Германией (1945)
медаль "За победу над Японией" (1945)
медаль "За трудовое отличие" (1956)
медаль "За доблестный труд" (1967)
медаль "За доблестный труд" (1970)
Адреса проживания
Мичуринск, Инвалидная слобода (1903-1925)
Мичуринск, ул. Советская, 268 (1925-1935)
Библиография:
Семенова С. Воин и созидатель Дорохов// Мичуринская правда, № 539. 29.09.12.
Дорохов, Михаил Моисеевич. Копия наградного листа с характеристикой, учетная карточка. Сайт "Подвиг народа": орден Красная Звезда ЦАМО ф. 33 о. 690155 д. 6933
Учетная карточка. Там же.
Семенова С. Он был скромным и ответственным товарищем//Вестник Треста №21. №4.13. С.2
Ишмитов Х. Они были первыми// 70 лет по пути созидания. О становлении и развитии ОАО "Строительная компания Трест №21". Сб. очерков. Сост. Хазипова Ф.Н., под ред. Саубанова Р.Н. Уфа.2012. Изд. "Скиф". С.103
Семенова С. Три адреса инженера Дорохова// Бельские просторы. №7.13. С.118-123
Семенова С. Пионер уфимской сварки//Вечерняя Уфа. №153, 10 августа 2013. С.2
Семенова С. "Подушечки" из прошлого// Уфимские ведомости. №62,63, 13 августа 2013. С.7