• ​Пасхальное послание митрополита Тамбовского и Рассказовского

    Пасхальное послание митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия архипастырям, пастырям, монашествующим, всей богоспасаемой пастве Тамбовской митрополии

    Христос воскресе из мертвых,

    смертию смерть поправ,

    и сущим во гробех живот даровав

    (Тропарь праздника Пасхи)

    Возлюбленные о Господе архипастыри!
    Досточтимые пастыри, всечестные иноки и инокини!
    Дорогие братья и сестры!

    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

    Нет ничего на свете радостнее Пасхального приветствия, ибо оно возвещает человеку величайшую истину и торжество жизни! Чудо Воскресения Христа сообщает душе животворящую силу и неземную радость. Победитель смерти и ада дарит нам неисчерпаемый источник утешения, уверенность и надежду на спасение от греховного тления и духовной смерти. «Воскресение Христово видевше», мы укрепляемся в вере, что душа бессмертна, и через «востание» «Первенца из мертвых» (1 Кор. 15, 20) всем нам открылась дверь в вечные райские обители, которых, по слову Самого Спасителя, в доме Отца Его много (Ин. 14, 2) и которые «приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9), то есть всем, кто проводит жизнь праведную и исполняет нравственный закон. На Пасху спасительную «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас… мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом… и воскресил с Ним» (Еф. 2, 4–7).

    Известие о Воскресении Христа первыми получили жены-мироносицы. По прошествии субботы, ранним утром, движимые любовью к Своему Учителю, они пришли ко Гробу и увидели Ангелов, которые сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам… сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 24, 5–7). Эта благая весть из Иерусалима разнеслась по всей Вселенной и коренным образом изменила жизнь многих народов, принявших учение Христа. Мир стал другим. В Пасхальную ночь за Божественной литургией читается Евангелие на разных языках, что свидетельствует об универсальности христианской проповеди, так как во Христе, как учит апостол Павел, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).

    Своим Воскресением Спаситель стал ближе к каждому из нас, и мы можем ощутить Его благодатное присутствие в своем сердце. «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Эти слова Христа означают, что человек получил возможность соприкоснуться с Небесным Царством не только за гранью земного бытия, но уже во время нашей земной жизни. Через веру в Воскресение Христово и жизнь по вере все, крестившиеся во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, воскреснут вслед за Спасителем «в последний день» (Ин. 6, 40). Зная об этом, христиане не страшатся смерти, ибо если Христос прошел через смерть и одержал над ней и силами ада победу, то и всем Его ученикам предстоит пройти этим путем вслед за Своим Учителем. В Воскресении каждый поступок и вся наша жизнь обретают глубокое духовное значение и смысл. Христос сообщает нам благодатные духовные силы, позволяющие всегда уверенно смотреть в будущее и никогда не поддаваться отчаянию. В святые пасхальные дни Церковь устами святителя Иоанна Златоуста призывает оставить печаль, чтобы «насладиться сего доброго и светлого торжества». Пасхальный свет наполняет сердца всех людей, в том числе тех, кто за повседневными житейскими заботами или в силу служебных обязанностей, не смог уверенно пройти поприще Великого поста. Всем сегодня есть место на Божественной трапезе, и «постившимся и непостившимся», каждый приглашается «возвеселиться днесь» и разделить величайшую радость «праздника праздников».

    Явившись ученикам после Своего Воскресения, Спаситель сказал им: «Мир вам!» (Ин. 20, 19). Присутствие мира в душе есть дар Божий. Обладание им вдохновляет и облагораживает человека, изгоняет все тревоги. Отсутствие Божественного мира является главной причиной возникновения конфликтов внутри человека, в семейных отношениях и жизни современного общества. Потеря мира приводит к тому, что сердце наполняется печалью и возникает чувство неудовлетворенности, которое особенно проявляется у молодежи, не имеющей еще житейского опыта и не вполне просвещенной светом Христова Воскресения. По слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «ничто тленное, преходящее не может удовлетворить человека. Если оно кажется удовлетворяющим, не верьте ему; оно только льстит. Недолго будет льстить, обманет, ускользнет, исчезнет, оставит человека во всех ужасах нищеты и бедствия. Божие – положительно, вечно».

    Дорогие архипастыри и пастыри, братья и сестры! Паки и паки сердечно поздравляю вас с величайшим праздником Святой Православной Церкви – светлым Христовым Воскресением! В течение пятидесяти дней мы будем приветствовать друг друга удивительными словами пасхального поздравления, но, по словам святителя Филарета, митрополита Московского, «сколь много мы ни повторяли слова… пасхального приветствия, мы никогда не устанем их повторять, ибо при их возглашении как бы меняется все вокруг». Пусть вера в преображающую силу Воскресения помогает нам менять окружающий мир к лучшему, чтобы мы начали «ходить во обновлении жизни» (Рим. 6, 4). Да вселится в нас сила Божия, в немощи совершаемая (2 Кор. 12, 9), помогающая вслед за преподобным Серафимом Саровским радостно повторять жизнеутверждающее апостольское восклицание

    Христос воскресе!
    Воистину Христос воскресе!

    Ответить Подписаться