• Феофан Затворник, православный святой

    Святитель Феофан Затворник

    Святитель Феофан Затворник (в миру - Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии (ныне - территория Липецкой области) в семье сельского священника.
    Отец - Василий Тимофеевич Говоров, священник Владимирской церкви села Чернава.
    Мать - Татьяна Ивановна Говорова, происходила из священнической семьи.
    • Обучался в Ливенском Духовном училище;
    • с 1829 года — в Орловской духовной семинарии, где ректором тогда был архимандрит Исидор (Никольский) (впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский).
    • По окончании семинарии, в 1837 году, как лучший из воспитанников своего курса был направлен в Киевскую духовную академию.
    • 1 октября 1840 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, подал академическому начальству прошение о пострижении в монашество.
    • 15 февраля 1841 года в Киеве ректором КДА епископом Чигиринским Иеремией (Соловьёвым) был пострижен в монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника.
    • 7 апреля 1841 г. - рукоположён в иеродиакона
    • 7 июня 1841 г. - рукоположён во иеромонаха.
    • По окончании академии, 27 августа 1841 г. определён исполняющим должность ректора Киево-Софийских духовных училищ и преподавателем латинского языка.
    • 7 декабря 1842 года определён инспектором Новгородской духовной семинарии; 18 декабря утверждён в степени магистра богословия.
    • С 16 октября 1844 года — бакалавр Санкт-Петербургской духовной академии по Нравственному богословию; 22 марта 1845 года — помощник инспектора академии; 3 июля был назначен членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов.
    • С 25 мая 1846 года — соборный иеромонах Александро-Невской лавры; 21 августа того же года подал прошение об увольнении его от должности бакалавра и помощника инспектора академии. Учебная должность его тяготила, поэтому он с радостью согласился вступить в Палестинскую духовную миссию.
    • 21 августа 1847 году назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, возглавлявшейся архимандритом Порфирием (Успенским); 3 мая 1854 года миссия была отозвана в связи с Крымской войной; возвращался через Европу. По возвращении в Россию определён учителем в Санкт-Петербургскую духовную академию, на кафедру канонического права.
    • 14 апреля 1855 года возведён в сан архимандрита; 15 сентября — ректор Олонецкой духовной семинарии.
    • С 21 мая 1856 года назначен настоятелем русской посольской церкви в Константинополе, где по просьбе архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова) собирал сведения о назревавшем тогда болгарском расколе; в оценке последнего стоял на стороне болгар
    • С 13 июня 1857 года — ректор Санкт-Петербургской духовной академии и профессор богословских наук; отказался от преподавания богословских наук; получил наблюдение за преподаванием Закона Божия во всех светских учебных заведениях Санкт-Петербурга и окрестностей.
    • 1 июня 1859 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитом Григорием (Постниковым) был хиротонисан во епископа Тамбовской епархии.
    Святитель Феофан Затворник. Литография П.Ф. Бореля. 1860 г.


    • С 22 июля 1863 года — епископ Владимирский; основал женское епархиальное училище.
    • В 1866 году епископ — неожиданно для окружающих и синодальных членов — подал в Святейший Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии.
    • В своём письме митрополиту Исидору от 30 мая 1866 года, разъясняя свои мотивы и побуждения, писал: «<…> Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не диллетанства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, — не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить».
    • 17 июня 1866 г. - прошение было удовлетворено
    • В 1872 году ушёл в затвор. Одиннадцать лет ежедневно служит литургию в домовой церкви.
    • С 1873 года занимается переводами аскетических книг; смирено писал о себе: «Из моего запора сделали затвор. Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества». Он не обольщался "Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату"
    • Когда его посетил Тамбовский губернатор он единственный раз вышел из затвора. Тем самым он выразил своё послушание земному начальству. В царе, в губернаторе, в отце, в хозяине он видит иерархический чин, которому обязательно абсолютно покоряться. Всякий иерархический чин, будь то губернатор или отец, должен сознавать, что при нем «степенная важность, не высящаяся, но и не унижающая себя, привлекающая, но непоблажающая».
    • Кроме трудов, он вёл обширную переписку: ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, при этом святой Феофан обязательно отвечал на каждое из них.
    • В 1876 Феофан издал перевод на русский язык первого тома «Добротолюбия» (труд Никодима Святогорца). Он получил за него степень доктора.
    • С 1890 года состоял почётным членом в Свято-Князь-Владимирском братстве.
    • В последние годы страдал ревматизмом, невралгией, сердечной аритмией и головокружением, а также прогрессирующей катарактой, вследствие чего в 1888 году ослеп на правый глаз
    • Скончался 6 января 1894 года около 4 часов дня
    • Отпевание почившего совершил 11 января епископ Тамбовский Иероним (Экземплярский) при большом стечении духовенства и народа. Погребён в Казанском соборе Вышенской пустыни, во Владимирском приделе.
    • На Поместном Соборе Русской православной церкви в 1988 году, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, прославлен в лике святителей; в деянии Собора отмечалось: « Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности. »
    • 29 июня 2002 года состоялось перенесение мощей святителя из храма деревни Эммануиловки (Шацкий район Рязанской области), где они хранились с 1988 года, в Вышенский женский монастырь.
    • 14 марта 2009 года мощи были перенесены из Успенского собора в Казанский собор Вышенского монастыря.
    Праздники святому Феофану установлены:
    6 января, 10 января, 16 июня (перенесение мощей), в Соборах Воронежских, Киевских, Липецких, Рязанских, Санкт-Петербургских и Тамбовских святых

    Награды:
    • золотой наперсный крест (5 мая 1851)
    • орден святого князя Владимира III степени (1859)
    • орден святой Анны II степени (17 апреля 1857 года)
    • орден святой Анны I степени (19 апреля 1864 года)
    Труды святого:
    • Краткое учение о Богопочитании, 1845
    • Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения, 1847
    • Письма о христианской жизни, 1858-1860
    • Слова С. Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана, 1859
    • Сборник слов "Внутренняя жизнь", 1860
    • Сборник Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской, 1860
    • Слова во святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели, 1864
    • Сборник проповедей «Небесный покров над нами», 1865
    • Сборник слов Феофана Затворника посвященных Богоугодной жизни вообще, 1859-1866
    • Сборник слов на разные случаи, 1866
    • Сборник слов и проповедей о нашем отношении к храмам, 1866
    • Душа и ангел – не тело, а дух. Полемическое исследование, 1867
    • Сборник проповедей «Слова о покаянии, причащении святых Христовых Таин и исправлении жизни», изд. в 1868
    • Сборник слов и проповедей о Православии с предостережениями от погрешений против него, 1859-1869
    • Путь ко спасению. Краткий очерк об аскетике. Начертание христианского нравоучения,1868-1869
    • Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, 1870
    • Мысли на каждый день года. По церковным чтениям из Слова Божия, 1871
    • Письма о духовной жизни, изд. в 1872
    • Истолкование Псалма Давида 118-го, 1874
    • Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться, 1878
    • Начертание христианского нравоучения, изд. в 1880
    • Сборник «Святые Отцы о молитве и трезвении» (Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу), изд. в 1881
    • Толкования Посланий апостола Павла, 1873 - 1882
    • Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни, изд. в 1883
    • Толкование на книгу св. Ермы, 1884
    • Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами св. Евангелистов в указанием оснований, почему именно такой, а не другой избран порядок последования евангельских событий одних за другими, изд. в 1885
    • Два слова о святом таинстве крещения, изд. в 1886
    • Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни, изд. в 1892
    • Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике (Лк. 16, 1–13) и обетования тем, кои все оставляют ради Царствия Христова (Мк. 10, 29–30), изд. в 1893
    • Наставление о преуспеянии в христианской жизни, изд. в 1896
    Святителе Феофане, моли Бога о нас!

    Священномучениче Александре, моли Бога о нас!

    Собор Тамбовских святых - тамбовский-край.рф/wiki/s/7250



    Ответить Подписаться