Святитель Феофан Затворник (в миру - Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии (ныне - территория Липецкой области) в семье сельского священника.
Отец - Василий Тимофеевич Говоров, священник Владимирской церкви села Чернава.
Мать - Татьяна Ивановна Говорова, происходила из священнической семьи.
Обучался в Ливенском Духовном училище;
с 1829 года — в Орловской духовной семинарии, где ректором тогда был архимандрит Исидор (Никольский) (впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский).
По окончании семинарии, в 1837 году, как лучший из воспитанников своего курса был направлен в Киевскую духовную академию.
1 октября 1840 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, подал академическому начальству прошение о пострижении в монашество.
15 февраля 1841 года в Киеве ректором КДА епископом Чигиринским Иеремией (Соловьёвым) был пострижен в монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника.
7 апреля 1841 г. - рукоположён в иеродиакона
7 июня 1841 г. - рукоположён во иеромонаха.
По окончании академии, 27 августа 1841 г. определён исполняющим должность ректора Киево-Софийских духовных училищ и преподавателем латинского языка.
7 декабря 1842 года определён инспектором Новгородской духовной семинарии; 18 декабря утверждён в степени магистра богословия.
С 16 октября 1844 года — бакалавр Санкт-Петербургской духовной академии по Нравственному богословию; 22 марта 1845 года — помощник инспектора академии; 3 июля был назначен членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов.
С 25 мая 1846 года — соборный иеромонах Александро-Невской лавры; 21 августа того же года подал прошение об увольнении его от должности бакалавра и помощника инспектора академии. Учебная должность его тяготила, поэтому он с радостью согласился вступить в Палестинскую духовную миссию.
21 августа 1847 году назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, возглавлявшейся архимандритом Порфирием (Успенским); 3 мая 1854 года миссия была отозвана в связи с Крымской войной; возвращался через Европу. По возвращении в Россию определён учителем в Санкт-Петербургскую духовную академию, на кафедру канонического права.
14 апреля 1855 года возведён в сан архимандрита; 15 сентября — ректор Олонецкой духовной семинарии.
С 21 мая 1856 года назначен настоятелем русской посольской церкви в Константинополе, где по просьбе архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова) собирал сведения о назревавшем тогда болгарском расколе; в оценке последнего стоял на стороне болгар
С 13 июня 1857 года — ректор Санкт-Петербургской духовной академии и профессор богословских наук; отказался от преподавания богословских наук; получил наблюдение за преподаванием Закона Божия во всех светских учебных заведениях Санкт-Петербурга и окрестностей.
1 июня 1859 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитом Григорием (Постниковым) был хиротонисан во епископа Тамбовской епархии.
Святитель Феофан Затворник. Литография П.Ф. Бореля. 1860 г.
С 22 июля 1863 года — епископ Владимирский; основал женское епархиальное училище.
В 1866 году епископ — неожиданно для окружающих и синодальных членов — подал в Святейший Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии.
В своём письме митрополиту Исидору от 30 мая 1866 года, разъясняя свои мотивы и побуждения, писал: "<…> Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не диллетанства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, — не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить".
17 июня 1866 г. - прошение было удовлетворено
В 1872 году ушёл в затвор. Одиннадцать лет ежедневно служит литургию в домовой церкви.
С 1873 года занимается переводами аскетических книг; смирено писал о себе: "Из моего запора сделали затвор. Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества". Он не обольщался "Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату"
Когда его посетил Тамбовский губернатор он единственный раз вышел из затвора. Тем самым он выразил своё послушание земному начальству. В царе, в губернаторе, в отце, в хозяине он видит иерархический чин, которому обязательно абсолютно покоряться. Всякий иерархический чин, будь то губернатор или отец, должен сознавать, что при нем "степенная важность, не высящаяся, но и не унижающая себя, привлекающая, но непоблажающая".
Кроме трудов, он вёл обширную переписку: ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, при этом святой Феофан обязательно отвечал на каждое из них.
В 1876 Феофан издал перевод на русский язык первого тома "Добротолюбия" (труд Никодима Святогорца). Он получил за него степень доктора.
С 1890 года состоял почётным членом в Свято-Князь-Владимирском братстве.
В последние годы страдал ревматизмом, невралгией, сердечной аритмией и головокружением, а также прогрессирующей катарактой, вследствие чего в 1888 году ослеп на правый глаз
Скончался 6 января 1894 года около 4 часов дня
Отпевание почившего совершил 11 января епископ Тамбовский Иероним (Экземплярский) при большом стечении духовенства и народа. Погребён в Казанском соборе Вышенской пустыни, во Владимирском приделе.
На Поместном Соборе Русской православной церкви в 1988 году, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, прославлен в лике святителей; в деянии Собора отмечалось: " Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности. "
29 июня 2002 года состоялось перенесение мощей святителя из храма деревни Эммануиловки (Шацкий район Рязанской области), где они хранились с 1988 года, в Вышенский женский монастырь.
14 марта 2009 года мощи были перенесены из Успенского собора в Казанский собор Вышенского монастыря.
Праздники святому Феофану установлены:
6 января, 10 января, 16 июня (перенесение мощей), в Соборах Воронежских, Киевских, Липецких, Рязанских, Санкт-Петербургских и Тамбовских святых
Награды:
золотой наперсный крест (5 мая 1851)
орден святого князя Владимира III степени (1859)
орден святой Анны II степени (17 апреля 1857 года)
орден святой Анны I степени (19 апреля 1864 года)
Труды святого:
Краткое учение о Богопочитании, 1845
Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения, 1847
Письма о христианской жизни, 1858-1860
Слова С. Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана, 1859
Сборник слов "Внутренняя жизнь", 1860
Сборник Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской, 1860
Слова во святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели, 1864
Сборник проповедей "Небесный покров над нами", 1865
Сборник слов Феофана Затворника посвященных Богоугодной жизни вообще, 1859-1866
Сборник слов на разные случаи, 1866
Сборник слов и проповедей о нашем отношении к храмам, 1866
Душа и ангел – не тело, а дух. Полемическое исследование, 1867
Сборник проповедей "Слова о покаянии, причащении святых Христовых Таин и исправлении жизни", изд. в 1868
Сборник слов и проповедей о Православии с предостережениями от погрешений против него, 1859-1869
Путь ко спасению. Краткий очерк об аскетике. Начертание христианского нравоучения,1868-1869
Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, 1870
Мысли на каждый день года. По церковным чтениям из Слова Божия, 1871
Письма о духовной жизни, изд. в 1872
Истолкование Псалма Давида 118-го, 1874
Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться, 1878
Начертание христианского нравоучения, изд. в 1880
Сборник "Святые Отцы о молитве и трезвении" (Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу), изд. в 1881
Толкования Посланий апостола Павла, 1873 - 1882
Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни, изд. в 1883
Толкование на книгу св. Ермы, 1884
Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами св. Евангелистов в указанием оснований, почему именно такой, а не другой избран порядок последования евангельских событий одних за другими, изд. в 1885
Два слова о святом таинстве крещения, изд. в 1886
Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни, изд. в 1892
Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике (Лк. 16, 1–13) и обетования тем, кои все оставляют ради Царствия Христова (Мк. 10, 29–30), изд. в 1893
Наставление о преуспеянии в христианской жизни, изд. в 1896