• Михаил Чичканов. Зарубежная командировка

    В годы I-й Мировой войны тамбовский революционер, общественно-политический деятель М. Д. Чичканов находился за рубежом. Некоторые историки утверждают, что он был в эмиграции. Что происходило на самом деле?

    Венчание и отъезд

    М. Чичканов. ГАСПИТО

    М. Чичканов. ГАСПИТО

    Участие России в I-й Мировой войне повлияло на деятельность Политехнического института, где Михаил Чичканов получал образование на механическом факультете. ВУЗ активно поддержал армию. Здесь проектировали рентгеновские аппараты, выпускали авиамоторы. Организовали курсы лётчиков, мотористов, телеграфистов. В общежитии открыли госпиталь. Многие студенты ушли на фронт.

    Студент М.Чичканов. ГАСПИТО

    Студент М.Чичканов. ГАСПИТО

    Чичканов с 1911 года числился ратником 2-го разряда: он пользовался льготой как единственный сын в семье при трудоспособном отце. В мирное время в армию молодого человека не забрали, но в случае войны он должен был встать в ряды вооруженных сил. Однако призыв Чичканову, по крайней мере, в 1915-м году, не грозил – призывали студентов, поступивших в 1913-14-й годы. Большевики, в рядах которых он состоял с 1908 года, выступали против войны, и по идее Чичканов должен был всеми силами избегать службы, но проявил себя как патриот.

    М.Д..Чичканов студент. ГАСПИТО

    М.Д..Чичканов студент. ГАСПИТО

    Личное дело студента М. Д. Чичканова в ЦГИА СПб и документы ГАТО показывают хронологию событий. 1 октября 1915 года Михаил Чичканов поступает в распоряжение Главного артиллерийского управления. Он просит временного отчисления из института и оформляет загранпаспорт.

    Прошение. ЦГИА СПб

    Прошение. ЦГИА СПб

    Российская армия нуждалась в технике и оружии. Из-за экономической отсталости страна не могла снабдить своих солдат самым необходимым: винтовками, орудиями, машинами, даже шинелями и сапогами. Пришлось заключать договоры с предприятиями в США, Англии, Японии.

    Не все поставщики работали на совесть, за ними требовался контроль. Главное артиллерийское управление отправляло за рубеж комиссии, которые занимались проверкой и приёмом военных заказов. В комиссии, кроме военнослужащих, включали студентов-старшекурсников из технических вузов. В их число вошёл Чичканов.

    По воспоминаниям родственников, это произошло под влиянием его отца, Дмитрия Ивановича, который считал, что увлечение "вольнодумными" идеями погубит сына. Михаил полностью посвящал себя партийной работе – агитации на Путиловском заводе и в студенческой среде, работе корректором и автором "Правды", организации протестов, распространению запрещенной литературы. Поступив в Политех в 1908 году, в 1915-м году он был только на 3-м курсе. Учебе мешали и финансовые трудности, вместе с партийной работой они делали получение диплома почти невозможным.

    Старший Чичканов решил во что бы то ни стало отдалить младшего от большевистского сообщества. Дмитрий Иванович специально приехал из Тамбова и в доверительной беседе с одним из профессоров, который считал Михаила талантливым человеком, попросил найти выход из ситуации. Профессор порекомендовал Михаила в Комиссию по приёму вооружений. Сын, из уважения к отцу, согласился.

    Перед отъездом за границу Михаил обвенчался с любимой девушкой. В Метрической книге Троицкой церкви, которая хранится в Государственном архиве Тамбовской области, найдена запись №54 от 6 ноября 1915 года о заключении брака Михаила Дмитриевича Чичканова (26 лет, техник, с. Беляевки Тамбовского уезда, православного вероисповедания, первым браком) и Марии Александровны Золотухиной (24 года, тамбовская мещанка, православного вероисповедания, первым браком). Если учесть, что традиционная русская свадьба, как в старину, так и сейчас, длится три дня, любопытно, что третий день этого торжества, 8 ноября по старому стилю – православный праздник Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных сил, значит, свадьбу приурочили к именинам жениха.

    Мария Золотухина ещё до венчания начинает оформлять загранпаспорт. Она пишет: "Его Превосходительству Господину Тамбовскому губернатору Тамбовской мещанки Марии Александровны Золотухиной, живущей в г. Тамбов Студенецкая ул. 32. Прошение.

    Имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство выдать мне заграничный паспорт для поездки в Америку, вследствие командирования туда Главным Артиллерийским управлением для приёмки военных снаряжений Михаила Дмитриевича Чичканова, с которым на этих днях вступаю в брак. Тамбов. 3 ноября 1915 г".

    Удостоверение. ЦГИА СПб

    Удостоверение. ЦГИА СПб

    26 ноября 1915 года молодые из порта г. Архангельск отправились к месту прохождения службы Михаила Чичканова – в США.

    Сохранились несколько открыток, адресованных близким из-за границы в Тамбов. Эту получили на улице Базарной в феврале 1916 года.

    "Дорогiе мама и папа, не так давно я вам послал письмо, не знаю, когда вы его получите. Живу я до сих пор в Нью-Йорке, на днях жду назначения в другой город. Пишите по адресу: Америка С.-А. Соедин. штаты, Mr. Chichkanoff. 120 Brodway. Room 1423. New-York city. Всех целуем. Пишите скорее. Скоро пришлю более подробное письмо".

    По адресу Бродвей 120, в здании Equitable Building находились конторы многих организаций, а также комнаты, где проживали арендаторы. Офис военной Комиссии, в которой состоял Чичканов, был по другому адресу, в небоскребе Flatiron Building.

    Equitable Building

    Equitable Building

    Весной 1916 года Чичканов отвёз беременную жену в Россию – они решили, что их ребёнок должен появиться на свет в Тамбове. По пути молодая семья устроила себе опасное приключение – наверное, считая, что это единственный шанс вместе посмотреть Италию, они отправились на родину не прямым маршрутом, а сначала посетили Неаполь, хотя на Средиземном море вели боевые действия немецкие подлодки.

    25 апреля 1916 г. Мария Александровна с мужем прибыли в Торнео (Финляндия), а 26-го в Белоостров, район СПб. Потом отправились в родную губернию. Оставив жену дома на попечении родных, Чичканов отбыл обратно в США. Первая дочь Чичкановых, Ольга родилась 7 июля 1916 года в Тамбове.

    Мария Чичканова. ГАТО

    Мария Чичканова. ГАТО

    Диверсионная война

    Можно заметить, что Михаил хотя бы не попал на фронт. Но обстановка на военных предприятиях США была так же опасна, как на поле боя. Германия вела активную диверсионную войну против организаций, выполняющих русский военный заказ. То в одном, то в другом штате взлетал на воздух склад со снарядами или горел оружейный завод, в том числе производящий взрывчатые вещества. Гибли десятки рабочих.

    С мая 1915 года по апрель 1917 года на химических и оружейных предприятиях США, а также в трюмах кораблей, перевозивших военные грузы, произошло около 100 пожаров и взрывов.

    Если молодой человек долгое время жил в Нью-Йорке, значит, завод или склад, на котором он служил и занимался приёмкой снарядов, находился недалеко от мегаполиса. В черте крупных городов такие предприятия не строили. Вспоминается факт: 30 июля 1916 года диверсанты взорвали склады на островке близ Нью-Йорка, где хранились две трети боеприпасов, подготовленных к отправке в Россию. По воспоминаниям очевидцев, небоскребы на Манхэттене вздрогнули от пятибалльного толчка. Единственный раз в истории качнулся массивный Бруклинский мост. Подобие землетрясения ощутили миллионы жителей в радиусе 300 километров. Вот такая была "эмиграция"...

    Стоит учесть, что высокопоставленные офицеры из Комиссии избегали присутствия на заводах и складах, оставляя это рискованное занятие приёмщикам и браковщикам, которые, каждое утро, покидая квартиры, не знали, вернутся ли живыми.

    На войне, по крайней мере, ясно, где находится враг, у тебя в руках оружие и можно укрыться в окопе. Но в помещении, загроможденном ящиками со снарядами, ты абсолютно беззащитен. Думаю, в такой обстановке выковывался характер Чичканова, его спокойное мужество, которое впоследствии отмечали современники. Теракты на заводах начали происходить весной 1915 года, следовательно, уезжая за рубеж осенью, он знал, в какой обстановке придётся служить.

    Зарплата браковщиков была одной из самых низких относительно зарплат других представителей комиссии – 173 доллара. Меньше получали только некоторые рабочие. Для сравнения, зарплата младшего артиллерийского приёмщика, которому помогал браковщик, составляла 500 долларов в месяц, а старшего 800. Но по сравнению с нищенским существованием студента, которому не могут финансово помочь родители, это были хорошие средства. Однако Михаил не мог тратить их на себя. Надо было заботиться о семье.

    Осенью 1916 года Чичканова перевели служить в Вудбери, штат Миннесота. И снова – монотонная опасная работа. Оттуда он отправляет домой очередную открытку, на этот раз средней сестре. "Дорогая Лида, в ответ на твоё письмо и карточку посылаю тебе свою. Живу я по-прежнему. Каждый день собираюсь в Россию. Чувствую, что выдержу не больше двух месяцев ещё. С большим удовольствием, пожалуй, пойду в окопы, чем оставаться здесь. Желаю тебе, Полю и племяннику всего хорошего. Привет всем нашим. Михаил".

    Он тосковал по Родине и считал дни до возвращения. Вся биография Чичканова – это пример преданности своей семье, о которой он никогда не забывал, партии, какой бы она ни была, стране, как бы ни было там трудно, Тамбову, куда он всегда возвращался.

    Сохранилось фото Чичканова из Сан-Франциско, но в данном случае неизвестно, работал он там или решил просто посмотреть город. Мог работать, поскольку в самом Сан-Франциско находился крупный оружейный склад и арсенал Национальной гвардии. А неподалёку от города верфь и военно-морская база, где также могли быть склады с оружием, которое готовили к отправке в Россию. Здесь тоже было небезопасно. 22 июля 1916 года в Сан-Франциско произошёл взрыв во время грандиозного военного парада перед вступлением США в войну против Германии.

    М. Чичканов в США. Сан Франциско. ТОГБУК ТОКМ

    М. Чичканов в США. Сан Франциско. ТОГБУК ТОКМ

    Проблемы на службе

    Кроме диверсий, существовали проблемы внутри самой Комиссии. Возглавлявшие её высокопоставленные офицеры, не хотели отягощать себя внимательным осмотром вооружения. Они "осваивали" полученные из России средства, ни в чём себе не отказывая. Для такого начальства придирчивый браковщик, который работал на совесть, замечал изъяны оружия и тормозил отправку заказа в Россию, становился врагом.

    В 1918 году в Нью-Йорке вышла книга М. Гайдука, бывшего работника канцелярии при Комиссии, который разоблачает её руководство, сообщая, что оно посылало в Россию "забракованные ружья и шрапнели, небрежно относились к заказам, занимались кутежами и борьбой с русскими браковщиками".

    Американцы, сотрудники заводов, тоже не испытывали симпатии к браковщикам, которые искали недоработки в оружейной продукции и требовали их исправления. В таких условиях пришлось выполнять свои профессиональные обязанности нашему герою.

    Когда произошла Февральская революция, браковщики, наконец, не выдержали и коллективно взбунтовались против своего коррумпированного начальства. Организовали протест социал-демократы. Чичканов был среди них. Надежда его отца на то, что сын откажется от "вольнодумства", не сбылась. У работников низшего звена накопилось много претензий: то, что их критическим мнением о качестве оружия пренебрегают приёмщики, то, что их зарплата ниже, чем у бездельников из офиса, то, что никто не представляет браковщиков в руководстве Комиссии.

    Поскольку к тому времени на заводах работают сотни браковщиков, они начинают создавать профсоюзные организации и бастовать. Начальство пробует решить проблему радикально – увольняет главных бунтарей. Но те не унимаются, они пишут в Петроград Временному Правительству, что руководство Комиссии действует во вред военным заготовкам. Правительство не реагирует. Тогда браковщики передают прессе данные о том, что по вине руководства в Россию отправлены гнущиеся штыки, перекрашенные автомобили вместо новых и негодные боеприпасы. Публикация достигает своей цели. Правительство командирует в США представителей, которые должны навести порядок, и нового председателя Комиссии полковника Орановского. Тот принимает на службу уволенных и приказывает выплатить им жалованье, включая период забастовки. Это вдохновляет браковщиков на объединение всех профсоюзных организаций в одну.

    М.Чичканов в США,. ТОГБУК ТОКМ

    М.Чичканов в США,. ТОГБУК ТОКМ

    Что касается связи Чичканова с эмигрантским сообществом, включая социал-демократов, которые вели активную деятельность в крупных городах, никакой информации об этом нет. Его интересовала обстановка в России. По рассказам близких, узнав о Февральской Революции, особенно стремился домой, но был связан служебными обязательствами. В мае 1917 года, наконец, ступил на российский берег. Из поездки вернулся с хорошим знанием английского языка.

    Служба в Главном артиллерийском управлении официально завершается 4 июня 1917 года. В студенческом Личном деле появляется очередной документ: "Имею честь просить Вас зачислить меня вновь в число студентов вверенного Вам Института. Отчислен я был по случаю командировки Главным артиллерийским управлением для приёмки снарядов. Удостоверение об этой командировке прилагаю при сем прошении... От взноса платы за право учения покорнейше прошу меня освободить, как лицо, работавшее на нужды обороны. М. Чичканов. 8 июня 1917 года". Резолюция на прошении гласила: "Восстановить в списках студентов по взносе им платы в сумме 50 р. за весну 1917 года". Оплатил. Можно продолжать образование. Однако больше Михаил в институте не появляется – захвачен политическими переменами на малой родине, в которых принимает деятельное участие.

    Наверное, он мог бы остаться за границей. Или позже делать карьеру в Москве – среди советского руководства у него были полезные знакомства, поскольку те, кто до Революции вместе с ним занимался нелегальной работой, заняли ответственные посты. Но Чичканов навсегда остался верен Тамбовщине.

    Источники:

    • Личное дело студента М. Д. Чичканова. ЦГИА СПб, ф 478, о 3, д 7352.
    • ГАТО, ф 1049, о 5, д 8877.
    • ГАТО, ф 4, о 1, д 9151.
    • Книга "Утюг": Материалы и факты о заготовительной деятельности русских военных комиссий в Америке", М. Гайдук.
    • "Я скуплю в Америке всё, что смогу, и взорву остальное", Ю. Бахурин, Warspot.ru. – военное обозрение.
    • Воспоминания близких М. Д. Чичканова.

    Примечание. Поль, упомянутый в письме Михаила Чичканова, муж Лидии, его сестры, офицер Пантелеймон Грушинский, герой Первой Мировой войны, а племянник – будущий учёный-геофизик, профессор МГУ Николай Грушинский.

    Марина Струкова, писатель, публицист